|
|
Начало \ Анненский и Еврипид \ "Рес" |
Открытие: 10.07.2019 |
Обновление: 05.12.2024 |
||||||
Перевод трагедии был закончен Анненским к концу 1894 г., как следует из его письма к Н. Ф. Платонову от 28 декабря 1894 г.
О начале трагедии говорится в статье "Посмертная "Ифигения" Еврипида" PDF 1,6 MB
Трагедия была поставлена силами учеников 8-ой гимназии под руководством И. Анненского. Спектакли состоялись 31 января и 2 февраля 1896 года в актовом зале гимназии. Это отразилось в трёх письмах Анненского к С. Н. Сыромятникову, особенно в последнем. С. Н. Сыромятников написал об этой постановке отзыв: Сыромятников С. Н. Русская молодежь и греческая драма. // Новое Время. 1896. ? 7174. 18 февр. (1 марта). С. 2. Подпись: Сигма. К спектаклю была написана музыка А. А. Петровым, преподавателем консерватории и куратором музыкальных занятий в 8-й гимназии, будущим профессором консерватории. Видимо, благодаря ему на представлении было такое собрание композиторов и музыкальных деятелей, см. в письме Анненского к С. Н. Сыромятникову от 7 февраля 1896 г. Отыщется ли эта музыка? А вот иллюстрации С. И. Панова к спектаклю находятся в архиве (РГАЛИ. Ф. 6. Oп. 1. ? 435. Л. 1), см. прим. 6 к указ. письму. В январе 1896 г. Анненский отправил письмо В. К. Ернштедту с приглашением на 2-е представление трагедии (2 февраля). В результате трагедия и предисловие к ней были опубликованы в ЖМНП, открывая дальнейшие публикации в этом журнале анненских переводов Еврипида. Кроме того, В. К. Ернштедт прокомментировал одно место в трагедии и переводе: Ернштедт В. К. Рес. ст. 855 N. PDF // ЖМНП. 1897. Ч. CCCXI. Май. Паг. 5. С. 60. Подпись: В. Е.; ССКФ. 1897. СПб.: Тип. В. С. Балашева и Ко, 1897. Вып. II. С. 60. (Извлечено из ЖМНП за 1897 г.); Jernstedt Victoris. Opuscula = Сборник статей по классической филологии Виктора Карловича Ернштедта. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1907. С. 148. PDF Трагедия упоминается Анненским также в письме к В. К. Ернштедту от 30.12.1896. О постановке Анненский написал заметку: И. А. "Рес" на гимназической сцене. PDF // Гермес. 1909. Т. IV. ? 10 (36). 15 мая. С. 367-369. Об этой постановке трагедии вспоминал сын Анненского ("Афина Паллада и Киприда"), см.: Кривич В. Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и рукописным материалам. Альманах 'Литературная мысль'. III. Петроград, 1925. С. 252-253. Другие отклики:
О постановке:
Есть свидетельство о постановке "Реса" и в царскосельской Николаевской гимназии:
Трагедия планировалась Анненским в третий том его "Театра Еврипида" (Гитин В. Е. 'Театр Еврипида' Иннокентия Федоровича Анненского. История публикаций. // ТЕ 2007. С. 380. PDF 1,5 MB).
Ф. Ф. Зелинский планировал включить трагедию в IV том издания М. и С. Сабашниковых, см. "Предисловие редактора" в I томе. Том не был выпущен.
Б. П-ъ
Источник: Новое Время. 1910. ? 12200. 27 февр. (12 марта). С. 13 (раздел "Маленькая хроника"). Копия передана в собрание Б. Д. Сыромятниковым (лето 2019 г.). В четверг на двух сценах действовали герои древней Греции: Мария Гай выбрала для своего бенефиса 'Орфея' Глюка, 73-й выпуск петербургской первой гимназии поставил трагедию Еврипида 'Рес'. В консерватории все роли исполняли в этот вечер женщины, в гимназическом зале - молодые артисты выступили и в женских ролях. Между этими двумя пьесами есть родство, хотя музыке 'Орфея' только 150 лет, а 'Ресу' более двух тысяч. И опера и трагедия отличаются благородной простотой и какой-то прекрасной наивностью, властно покоряющей себе зрительный зал, привыкший к другим впечатлениям. Еще не так давно горькие корни учения в классической школе давали такие же горькие плоды, - томительное долбление плохо составленных грамматик завершалось не менее томительными 'экстемпориями' и скорее анатомированием, чем чтением древних писателей. Воскресший Грек или Римлянин почувствовали бы себя также безотрадно в 'классической' школе, как и русские юноши. Только теперь, после печальных разочарований, начинают по-другому знакомить молодежь с чудным античным миром, так несправедливо поруганным из-за лжеклассической системы с ее шулермейстерами. Молодые артисты в первой гимназии с их режиссером и учителем П. П. Соколовым, любовно отнеслись к своей задаче, и зрители с напряженным вниманием прослушали пьесу. На маленькой площадке перед ставкой троянского вождя говорили то, что две тысячи лет назад с жадностью слушала толпа на мраморных ступенях театра, под голубым небом Эллады. Здесь, в гимназии, не было только хора античной трагедии, и его пропавшая музыка была заменена музыкальными иллюстрациями из Бетховена. Их прекрасно исполнил на рояле совсем юный артист, г. Никольский, много содействовавший своей игрой общему настроению, навеянному незатейливой, но красиво написанной декорацией, с огоньками греческого войска на далекой горе. Из 'ахейцев' особенно выделился Одиссей (г. Смелков), из 'троянцев' - Эней (г. Рязанов). Очень хорош был сам Рес (г. Солоников) и его возница Гиппокоонт (г. Иванисов), с большой горячностью прочитавший свой трудный монолог. Трагедия, при всех её достоинствах, вряд ли принадлежит автору 'Ипполита' и 'Медеи' и справедливо считается большинством критиков псевдоеврепидовской. В первой гимназии её играли в переводе покойного И. Ф. Анненского, довольно слабом, пестром. Наряду с такими новыми словами, как 'пароль', 'лозунг', 'кордон', переводчик очень неискусно прибегает к народному языку, и греческие вожди говорят: 'тогда, мол, Греков всех ты переколешь', 'но отступать от слов царю не след', Рез - 'сын лиры сладкозвучной, по отцу Стримонович (!!)' и т.п. Встречаются и настоящие курьезы. Воины ободряют лазутчика словами:
Это в эпоху-то Троянской войны 'книги в руки!' Не хватало в погоне за ходячими русскими выражениями проводить на тот свет погибшего Реса напутствием: 'Погиб как швед под Полтавой!' Но в таком переводе пьеса была интересной. Позади меня, когда сдвинулся занавес, послышались вопросы: 'Как - уже кончено?' И это благодарное внимание зрителей - лучшая награда молодым артистам и признание их трудов. О трагедии в представлении И. Ф. Анненского: Ярхо В. Н. Примечания: "Рес" // Еврипид. Трагедии. В 2 т. Т. 2. Перевод Иннокентия Анненского / РАН; Изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо. // М.: Ладомир, "Наука", 1999.С. 697-699.
|
|||||||
Начало \ Анненский и Еврипид \ "Рес" |
При использовании материалов собрания
просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com