|
|||
Начало \ Именной указатель \ С. Н. Сыромятников | |||
Создание: 22.07.2006 |
Обновление: 25.09.2024 |
||
С. Н. Сыромятников - автор очерка "Русская молодёжь и греческая драма" о постановке трагедии "Рес" в 8-й петербургской гимназии под руководством её директора, И. Ф. Анненского. С. Н. Сыромятников приводит размышление Анненского об экстазе, называя его "одним талантливым русским эллинистом" и цитируя послесловие к его переводу "Вакханок" Еврипида: Сигма. Зимние арабески / СПб., Новое Время, 15 декабря 1896, 7473, с. 2.
3 февраля 1896 г., суббота Источник текста и примечаний: Письма I. ? 41. С. 167-168; 168-169. 167 Многоуважаемый Сергей Николаевич! Спешу выразить Вам мою живейшую признательность за посещение нашего скромного праздника.1 Мне это тем более дорого, что я знаю, с какой симпатией Вы относитесь к русским юношам и как сочувствуете развитию в них художественного чувства.2 Я посылаю Вам моих "Вакханок".3 Мне кажется, что, пробежав эту книгу, Вы найдете несколько точек соприкосновения между нашими художественными миросозерцаниями. 168 Крепко жму вашу руку и постараюсь при первой возможности сделать это лично (если позволите).
Искренне Вам преданный читатель и почитатель
Печатается по тексту автографа, сохранившегося в архиве С. Н.
Сыромятникова (РО ИРЛИ (ПД). Ф. 655, ? 17. Л. 1-1 об.). Сыромятников Сергей Николаевич (1864-1933) - писатель, журналист, публицист, путешественник, общественный деятель, на рубеже веков один из организаторов Русского Собрания. Обучаясь с 1884 г. в С.-Петербургском университете, сначала на историко-филологическом, а с 1886 г. на юридическом факультете, Сыромятников был библиотекарем 'Студенческого Научно-Литературного Общества' и по этой причине в 1887 г. в связи с событиями 1 марта был исключен из университета и выслан из столицы, но в следующем году был вновь принят в число студентов юридического факультета, который и закончил со степенью кандидата права. В конце 1880-х - начале 90-х гг. он был постоянным и весьма активным сотрудником Неофилологического общества при С.-Петербургском университете: так, например, в заседании 20 ноября 1887 г. им были прочитаны отрывки из собственного перевода скандинавской 'Саги об Эйрике Красном' (см.: Романо-германское отделение Филологического общества при Императорском С.-Петербургском университете // ЖМНП. 1891. Ч. CCLXXVII. Октябрь. Паг. 5. С. 29), а его доклад, связанный с переводом Guta-saga и заслушанный в заседаниях 9 ноября и 9 декабря 1890 г., вызвал оживленную полемику (см.: Нео-Филологическое общество при Императорском С.-Петербургском университете, за 1890 год // ЖМНП. 1891. Ч. CCLXXVIII. Ноябрь. Паг. 4. С. 9-11,17). - Напомню, что Анненский был членом этого общества с момента его основания (сначала Отделения романо-германской филологии Филологического общества). - Журналистскую деятельность Сыромятников начал в конце 1880-х гг. в 'Неделе', с 1893 г. был постоянным сотрудником 'Нового времени', где регулярно печатался под псевдонимом Сигма. К 1896 г. он был автором книг 'Сага об Эйрике Красном (Eiriks saga Raudha)' (СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1890) и 'Оттуда: Рассказы Сергея Норманского (Сигмы)' (СПб.: Изд. М. М. Ледерле и К°, 1894). 1 Постановка трагедии "Рес" 31 января и 2 февраля 1896 г. в здании 8-й гимназии С.-Петербурга в переводе и под руководством И. Ф. Анненского. О ней рассказывает Кривич в своих воспоминаниях. Речь идет о посещении Сыромятниковым одного из представлений трагедии 'Рес' (скорее всего, состоявшегося 2 февраля). 2 Ср. с автохарактеристикой Сыромятникова: 'Убежденный противник грамматической греко-римской муштры для наших подрост- 169 ков, я искренне радуюсь всякой попытке познакомить русское общество с светлым духом вечносмеющейся Эллады' (Сыромятников С. Н. Литература: Об эллинской прелести // Новое Время. 1896. ? 7306. 2 (15) июля. С. 2-3. Подпись: Сигма).
3 Речь идет о книге Анненского:
Вакханки,
трагедия Эврипида. Стихотворный перевод
с соблюдением метров подлинника, в
сопровождении греческого текста и три
экскурса для освещения трагедии, со
стороны литературной, мифологической и
психологической. СПб., 1894. Б<ольшая> Адмиралтейская Набер<ежная> 4 Апр<еля> <19>00 Многоуважаемый Иннокентий Федорович,
Долгая и мучительная болезнь (карбункул на
затылке) лишила меня возможности ранее поблагодарить Вас за любезную
присылку мне Вашего прекрасного перевода 'Ифигении-Жертвы'. Я начал
читать его в Обуховской больнице, где д<окто>р Троянов меня резал.
Прочитав, скажу об нем несколько слов. С. Сыромятников Своеобразным отзвуком контактов Анненского с Сыромятниковым можно считать запись последнего в 'Литературной тетради Валентина Кривича' (РГАЛИ. Ф. 5. Оп. 1. ? 111. Л. 126):
И я люблю стихи.
4 февраля 1896 г. Источник текста и примечаний: Письма I. ? 42. С. 169-170. 169 Многоуважаемый Сергей Николаевич! К моему искреннему сожалению, у меня заняты сегодня назначенные Вами часы: я пригласил к себе наших молодых 170
артистов на чашку шоколада1.
Благодарю Вас очень за приглашение2. Примите мои искренние уверения в совершенном почтении и преданности, а также готовности Вам служить. И. Аннен<ский> Печатается впервые по тексту автографа, сохранившегося в архиве С. Н. Сыромятникова (РО ИРЛИ (ПД). Ф. 655. ? 17. Л. 3). 1 О круге приглашенных, думается, можно судить по перечню исполнителей, приведенном в тексте 43 <следующее письмо>. 2 Текст приглашения Сыромятникова в архиве Анненского не сохранился. 3 При удачном стечении обстоятельств (фр.). 7 февраля 1896 г. Источник текста и примечаний: Письма I. ? 43. С. 170-171; 171-191. Многоуважаемый Сергей Николаевич! Сообщаю Вам несколько сведений о наших спектаклях, так как питаю надежду, что увижу в "Новом времени" Ваши замечания о новой попытке ставить классическую трагедию.1 Пьеса переведена мною с греческого и нигде не напечатана.2 Самая пьеса дошла до нас под именем Эврипида, и есть основания думать, что это или одна из самых молодых его трагедий, или произведение кого-нибудь из его школы, из его подражателей. При постановке на сцену пришлось трагедию несколько модернизировать: напр<имер>, введен хор детей (троянских пастухов и подпасков). Музыка новая3: она написана, за исключением хора à capella (в гипердорийской гамме), без всякого отношения к скудным остаткам классической музыки. Оркестр состоял из нынешних и бывших учеников гимназии, а также из приглашенных музыкантов императорских театров.
Хор состоял
исключительно из учеников гимназии,
артистами были также только гимназисты: 171
Рес -
Свешников5 (VIII кл.), На спектаклях присутствовали: Министр. Нар<одного> Просв<ещения> гр. И. Д. Делянов14, Товарищ его кн. М. С. Волконский15, Попечитель Окр<уга> М. Н. Капустин16, его помощник Л. И. Лаврентьев17, гг. окружные инспектора18, директора гимназий и реальных училищ, гг. делопроизводители Департ<амента> Нар<одного> Просв<ещения>. Академики А. Н. Веселовский, В. К. Ернштедт; профессора - Д. К. Бобылев19, К. А. Поссе20, Ф. Ф. Зелинский21, А. Н. Щукарев22, С. К. Булич. Из музыкального мира М. А. Балакирев23, Н. А. Римский-Корсаков24, С. М. Ляпунов25, А. К. Глазунов26, гг. Виттоль27, Бернгард28, Бессель29 и много лиц из педагогического мира, а также родители учеников. Декламации и игре учил артист В. И. Иванов-Василёв30, а вся декоративная часть исполнена учеником VIII кл. С. Пановым, который почти всех участвующих гримировал. Ученики играли с большим удовольствием, и разучивание пьесы взяло немного времени. Почти все участвующие знают наизусть всю пьесу, и до сих пор они переговариваются друг с другом фразами из "Реса". Никто из участвующих не тяготился своей ролью, и особенно радовались и гордились маленькие хористы.
В общем публике
пьеса понравилась. Примите уверение в моем совершенном уважении и преданности. Готовый к услугам Вашим И. Аннен<ский>
Печатается по тексту автографа, сохранившегося в архиве С. Н. Сыромятникова (РО
ИРЛИ (ПД). Ф. 655. ? 17. Л. 5-7 об.). 1 Думается, уместно здесь будет внести поправку в комментарий сделанный к этому письму в первопубликации: 'Статьи о постановке "Реса" Сыромятников в "Новом времени" не напечатал' (ПК, с. 137). 172
Работа Сыромятникова, специально посвящённая описываемым спектаклям,
всё-таки была опубликована: Сыромятников С. Н.
Русская молодежь и греческая драма. // Новое Время. 1896. ? 7174. 18 февр. (1 марта). С. 2.
Подпись: Сигма. Более того, вскоре она была перепечатана в одном
из педагогических изданий: Трагедия Эврипида 'Рес' на ученической сцене
// Педагогический еженедельник. Ревель. 1896. ? 9. 26 февр. С. 96-98; ?
10. 4 марта. С. 106-108. Без подписи. С. Н. Сыромятников в том же феврале
1896 года напечатал специально посвященную этому замечательному событию
статью (Сигма. Русская молодежь и греческая драма. СПб., "Новое Время",
18 февраля 1896 г., ? 7174, с. 2). В ней он, в частности, писал: "Мне хочется поговорить с вами о чем-нибудь очень далеком от Петербурга, от Болгарии, от кавказских духоборов и в то же время очень близком душе всякого чувствующего и мыслящего человека - о драме Еврипида. Да, о драме Еврипида, которую я читал еще, будучи
"синей говядиной", тощим мальчиком в синем мундирчике с белыми пуговицами, и которые я перечитываю теперь
- и вот почему...
этот удачный и интересный спектакль навел меня на мысль об исторических спектаклях...". 2 См. прим. 1 к тексту 36. <письмо С. Ф. Платонову от 28 декабря 1894 г.>
3 Увертюра, хоры и музыкальные антракты были написаны
специально для спектакля композитором, впоследствии профессором С.-Петербургской
консерватории Алексеем Алексеевичем Петровым (1859-1919), составителем 'Элементарного
руководства к инструментовке' (СПб.: Изд. Циммерман, 1900), 'Краткого
курса энциклопедии [музыкальных знаний]' (СПб.: Тип. С. Л. Кинда, 1910),
музыкально-педагогического сочинения 'Инструментовка: Описание объёмов
инструментов, употребляемых в современном симфоническом и военном
оркестрах' (СПб.: Тип. С. Л. Кинда, 1910), автором переложений песенного
фольклора (см., например: 20 народных песен Сибири. Для одного голоса с
сопровождением фортепиано из собранных в 1890 г. в Иркутской губернии и
Забайкальской области Н. П.
Протасовым. Переложил Алексей Петров. СПб.: Издание Песенной
комиссии Императорского русского географического общества, 1902). См. о
нём: Витол Я. Годы учения: (Из 'Воспоминаний
моей жизни') // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: В 2-х кн. /
[Под общ. ред. Г. Г. Тигранова]. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1987. Кн. 1.
С. 26. Именно он курировал преподавание музыки в 8-й С.-Петербургской
гимназии (см.: И. А. 'Рес' на гимназической
сцене // Гермес. 1909. Т. IV. ? 10 (36). 15 мая. С. 368; ЛМ,
с. 252). 7 августа 1895 г. Locarno
Глубокоуважаемый
Иннокентий Феодорович. * К. В. Фохт, преподаватель математики и инспектор гимназии. - А. Червяков.
4
Нужно оговориться, что о некоторых участниках спектакля биографические
сведения, разысканные мною, минимальны и ограничиваются информацией,
приведенной в 'Памятной книжке С.-Петербургской восьмой гимназии,
преобразованной из V прогимназии: 1874-XXV-1899' (СПб.: Типо-лит. К.
Биркенфельда, 1900) (далее: Памятная книжка). 5 Свешников Виктор Гаврилович (1878-19??) согласно 'Памятной книжке' (с. 33) после окончания гимназии в 1896 г. поступил в С.-Петербургский университет. В сохранившемся в архиве университетском деле студента математического отделения физико-математического факультета Свешникова (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. ? 33352, л. З-З об.) <...> сохранился и подлинник его 'Аттестата зрелости' с автографом директора И. Ф. Анненского. 6 Панов Сергей Иванович, которого Кривич называл 'небезызвестным впоследствии художником' (ЛМ, с. 252-253), окончил гимназию также в 1896 г. (Памятная книжка, с. 33). <...> 174 В архиве Анненского отложились типографским способом выполненные репродукции его иллюстраций 'Рес' и 'Пастух', связанные с декоративным оформлением постановки (см.: РГАЛИ, Ф. 6. Оп. 1. ? 435 опубликованы Анненским в очерке ""Рес" на гимназической сцене" PDF (Гермес. 1909. Т. IV. ? 10(36). 15 мая. С. 367-369)), а также его недатированное письмо к В. И. Кривичу-Анненскому с соболезнованиями по поводу смерти И. Ф. Анненского (РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 453. 11-12 об.):
Дорогой друг Валентин
Иннокентьевич!
7
Остен-Дризен
Борис Павлович фон дер (1876-?) после окончания гимназии в 1896 г. поступил на
юридический факультет С.-Петербургского университета (Памятная книжка,
с. 34) и в 1901 г. получил соответствующее
свидетельство <...> 175 8 Знаменский Сергей Филимонович (1878-19??) был сыном протоиерея Исаакиевского Кафедрального Собора Филимона Александровича Знаменского и его законной жены Анны Константиновны. Он восемь лет учился в 8-й С.-Петербургской гимназии, в 1896 г. окончил её с золотой медалью и поступил в С.-Петербургский университет (Памятная книжка, с. 33). <...> Ещё в бытность студентом он проявил себя как способный исследователь <...> В течение двух лет после окончания Знаменский числился 'оставленным при университете для приготовления к профессорскому званию' по кафедре всеобщей истории <...> Однако от академической карьеры он отказался и с начала XX в. преподавал историю в Екатерининской женской гимназии Ведомства Императрицы Марии, С.-Петербургском коммерческом училище, частной женской гимназии М. И. Сто- 176 юниной; занимался и политической деятельностью, будучи близким к трудовикам. В период Февральской революции Знаменский, в ту пору прапорщик 1-го запасного пехотного полка, сыграл определенную роль <...> После 1918 г. Знаменский, по некоторым сведениям, оказался на территории Дальневосточной Республики. Документированной информацией о его судьбе в последующие годы не располагаю. Главные его печатные труды посвящены вполне исторической, но одновременно и самой злободневной проблематике (см., в частности: Знаменский С. Средняя школа за последние годы: Ученические волнения 1905-1906 г. и их значение: Общий очерк и материалы. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1909. 294 с.). 9 Граф Гендриков Александр Дмитриевич (1875-19??), окончивший гимназию в 1896 г. и в том же году поступивший в С.-Петербургский университет (Памятная книжка, с. 33), был сыном генерал-майора, 'состоящего для особых поручений при Командире Отдельного Корпуса Жандармов, числящегося по Армейской Кава- 177
лерии' графа Александра Дмитриевича Гендрикова и его законной жены
Анны Фаветовны. <...>
Несмотря на не самые выдающиеся гимназические
успехи, уже в 1900 г. он получил выпускное свидетельство по юридическому
факультету <...>
В середине 1900-х гг. он служил в Канцелярии Комитета министров
<...>
и имел придворный чин камер-юнкера Высочайшего
Двора. 10 Захаров Николай в указанном издании (Памятная книжка, с. 33) числится среди выпускников 8-й гимназии 1896 г. 11 Окс Виктор Борисович (1879-1954) - писатель, прозаик и драматург, театральный и литературный критик, мемуарист. <...> 180 12 Лопатин Сергей Георгиевич (1878-1937) после окончания гимназии в 1897 г. поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета (Памятная книжка, с. 34) и в 1901 г. получил выпускное свидетельство <...>, после чего работал в государственных учреждениях, в частности, в департаменте Государственного казначейства. <...> 181
Судьба 'Долона и Париса' после революции имела
вполне трагическое завершение: 'Лопатин Сергей Георгиевич, 1878 г. р.,
уроженец и житель г. Ленинград, русский, беспартийный, экономист завода
Севкабель, проживал: Кировский пр., д. 26/28, кв. 118. Арестован 14
октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 19 ноября 1937 г.
приговорен по ст. 581а УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г.
Ленинград 24 ноября 1937 г.' (Ленинградский мартиролог: 1937-1938: Книга
памяти жертв политических репрессий / [Отв. ред.:_А. Я.
Разумов]. СПб.: [Изд-во Российской национальной библиотеки], 1998. Т. 3:
Ноябрь 1937. С. 247). 183
14 Делянов Иван Давыдович
(1818-1897)
-
государственный деятель, член
Государственного Совета, статс-секретарь, министр народного просвещения
с 1882 по 1897 г., один из главных проводников в России классической
системы гимназического образования.
Многоуважаемый Иннокентий
Феодорович! Кстати,
в справочнике 'Весь Петербург на 1896 год: Адресная и справочная книга
г. С.-Петербурга' ([СПб.]: Издание А. С. Суворина, [1896]. Паг. 2. Стлб.
11) Анненский аттестовался именно как директор 8-й мужской и Покровской
Женской гимназий. 15 Князь Волконский Михаил Сергеевич (1832-1909) - государственный деятель, попечитель С.-Петербургского учебного округа (1876-1882), с 1880 г. входил в состав Совета Министерства народ- 184
ного
просвещения, с 1882 г. - товарищ министра,
сенатор, член Государственного совета.
16
Капустин Михаил Николаевич (1828-1899) -
юрист, специалист по гражданскому и
международному праву, по истории государства и права, автор первых в
России систематических руководств по международному праву. В 1852-1870 гг. Капустин - профессор Московского
университета, в 1870-1883 гг. - директор
Демидовского лицея в Ярославле, с 1883 г. -
попечитель Дерптского (Тартуского), а с 1891 г. по 17 апреля 1899
г. - С.-Петербургского
учебного округа. 17 Лаврентьев Леонид Иванович (1837-1914) - юрист, закончивший в 1858 г. курс Московского университета по юридическому факультету, автор ряда публикаций на юридические темы в периодических изданиях <...>, с конца 1860-х гг. вступивший на педагогическое поприще в качестве учителя московского Лицея Цесаревича Николая, заметный деятель народного образования, в 1881-1885 гг. - инспектор Московского учебного 185
округа, впоследствии
- помощник попечителя С.-Петербургского учебного
округа до 30 июля 1899 г., с которым Анненскому
приходилось встречаться неоднократно и в Царском Селе (см.: Краткий
отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние
XV лет ее существования (1896-1911): (Дополнение к краткому
историческому очерку этой гимназии за первые XXV лет (1870-1895)). СПб.:
Тип. В.
Д.
Смирнова, 1912. С. 68-69, 75). См. также: Лаврентьев Л. И.,
Анненский И. Ф.,
Дирдин Н.
А. Телеграмма Его Императорскому Величеству
Государю Императору [Николаю II] // Циркуляр по
С.-Петербургскому учебному округу. 1898. ?
11. С. 675.
Декабря 8 1896 г.
Глубокоуважаемый
Иннокентий Федорович! 186
это
только мое мнение. Я нисколько не предрешаю этого вопроса. Вы, как
хозяин, имеете полное право пригласить его на это собрание, хотя оно и
имеет несколько официальный характер. При желании всего наилучшего <впредь? - А. Ч.> В
последние годы жизни Лаврентьев служил попечителем Западно-Сибирского
учебного округа <...>. 18 Инспекторами С.-Петербургского учебного округа в начале 1896 г. были Я. Г. Мор, А. Д. Мохначев, А. В. Муромцев и Н. В. Санчурский (см.: Список лицам, состоящим на действительной службе по С.-Петербургскому учебному округу на 1895/6 год. [СПб.: Тип. К. Биркенфельда, 1895.] С. 4-5). 19 Бобылев Дмитрий Константинович (1842-1917) - физик, механик, профессор С.-Петербургского университета, член-корр. ИАН по разряду математическому физико-математического отделения с декабря 1896 г. 20 Поссе Константин Александрович (1847-1928) - математик, выпускник С.-Петербургского университета, преподававший в Институте инженеров путей сообщения, на Высших Женских (Бестужевских) курсах и в Технологическом институте, экстраординарный (1883), а с 1886 г. - ординарный профессор С.-Петербургского университета, с 1916 г. почетный член ИАН. 21 Зелинский (Zielinski) Фаддей Францевич (1859-1944) - российско-польский учёный, профессор С.-Петербургского университета, переводчик. 187 Достаточно тесное взаимодействие Анненского и Зелинского, активных сотрудников С.-Петербургского отделения Общества классической филологии и педагогики, профессоров Историко-литературных и юридических высших женских курсов Н. П. Раева, прослеживается с середины 1890-х гг. вплоть до кончины Анненского. Их отношениям была присуща известная доля дружеской приязни и взаимного уважения, что нашло свое отражение, в частности, и в некрологической статье Зелинского 'Иннокентий Федорович Анненский как филолог-классик'* (Аполлон. 1910. ? 4. Январь. Паг. 2. С. 1-9). Зелинскому были посвящены Анненским отдельный оттиск перевода еврипидовского 'Ипполита' (Ипполит. Трагедия Еврипида / Пер. с греч. стихами и снабдил послесловием 'Трагедии Ипполита и Федры' И. Ф. Анненский. СПб.: Сенатская тип., 1902. (Извлечено из ЖМНП за 1902 г.)) и стихотворение 'Буддийская месса в Париже' ('Колонны, желтыми увитые шелками...'). См. также дарственную надпись Анненского на подаренном Зелинскому экземпляре трагедии 'Царь Иксион': 'Фаддею Францевичу Зелинскому в знак истинного уважения. И. Анненский. 6/III 1902. Ц. С.' (цит. по: Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотированный каталог; Публикации. М.: Книга, 1989. С. 26). В начале 1909 г. именно Анненский был редактором юбилейного адреса, преподнесенного Зелинскому профессурой Высших женских историко-литературных и юридических курсов Н. П. Раева (см. письмо П. П. Митрофанова Анненскому от 28 января 1909 г.: РГАЛИ. Ф. 6. Оп. 1. ? 353. Л. 20). * См. также неоднократные упоминания о дружестве и любви к Анненскому в "Предисловиях редактора" к 1-му тому "Театра Еврипида" 1916 г. Каждый из них неоднократно высоко отзывался в печати о трудах своего коллеги, соратника в деле защиты идеалов 'классицизма' (см.: Анненский И. Три школьных издания Софоклова 'Эдипа-Царя' PDF 1,34 MB // ЖМНП. 1893. Ч. CCLXXXVII. Май. Паг. 2. С. 282-287; Зелинский Ф. Венец Амфитриты в балладе Вакхилида // ФО. 1898. Т. XIV. Кн. 1. Паг. 1. С. 7; Анненский И. [Рец.] // Перевал. 1907. ? 7. С. 63. Рец. на кн.: Зелинский Ф., проф. Из жизни идей. СПб., 1907. Т. 3: Соперники христианства; Зелинский Ф. Из жизни идей. Изд. 2-е. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. С. 46, 321-338; Зелинский Ф. Ф. Анненский Иннокентий Федорович // Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. К. К. Арсенъева. СПб.: Тип. Акц. Об-ва 'Брокгауз-Ефрон', [1911]. Т. 2. Стлб. 921-922. Подпись: Ф. 3.; Зелинский Ф. Даная и Ифигения в трагической мифопее // Известия Российской Академии Наук: VI серия. 1918. ? 10. 1 июня. С. 1006, 1007, 1025, 1027; ? 11. 15 июня. С. 1127). Это не означало, впрочем, отсутствия в отношениях этих виднейших деятелей 'славянского возрождения' античности конца XIX - начала XX в. полемического начала, которое особенно ярко проявилось в работе Зелинского над изданием Еврипида в серии 'Памятники 188 мировой литературы' (см.: Театр Еврипида: Драмы / Перевод со введ. и послесл. И. Ф. Анненского; Под ред. и с коммент. Ф. Ф. Зелинского. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1916-1921, Т. 1-3). Всеобъемлющая и довольно безжалостная редакторская правка переводов Анненского - особый сюжет, вызвавший в конце 1910-х гг. довольно жесткую полемику, отголоски которой слышны и в современной науке* (см.:
* Непосредственные участники полемики с Зелинским - О. Хмара-Барщевская, В. Кривич и В. В. Розанов. См. об этом также:
Не пытаясь вступать в эту полемику, замечу лишь,
что нельзя с полным доверием относиться к заявлению одного из
составителей упомянутого выше собрания трагедий Еврипида, вышедшего в
серии 'Литературные памятники', что это 'новое издание впервые дает
полного Еврипида в подлинном переводе И. Ф. Анненского' (Ярхо В. Н. Примечания //
Еврипид. Трагедии: В 2-х т.; Перевод
Иннокентия Анненского
/ Изд. подгот. М.
Л.
Гаспаров, В.
Н.
Ярхо. М.: Ладомир; Наука, 1999. Т. 1.
С. 604). К сожалению, нужно констатировать, что 'подлинный перевод И. Ф.
Анненского' еврипидовских творений и после выхода в свет упомянутого
двухтомника продолжает ожидать корректного и бережного издания. 189 го: 'Скажу без гиперболы: я весь Ваш, или почти. Но я понимаю и Ваших антагонистов' (С. 2 об.). Письма Зелинского 1908-1909 гг. так или иначе связаны с его преподавательской деятельностью на Высших женских (Бестужевских) курсах и посвящены, в частности, 'распространению' переведенных Анненским 'Вакханок' Еврипида среди слушательниц курсов. Ответная корреспонденция Анненского не разыскана.
22 Щукарев Александр Николаевич (1861-1900) -
историк, филолог-классик, археолог, педагог,
преподававший древние языки в гимназиях Петербурга (Я. Г. Гуревича) и
Царского Села (Николаевской мужской), профессор Высших женских курсов.
Многоуважаемый Иннокентий
Федорович!
23
Возможно, представители 'музыкального мира', выдающиеся представители
русской музыкальной культуры, так или иначе связанные с Императорской
С.-Петербургской консерваторией, были приглашены автором музыки, их
коллегой по консерватории А. А. Петровым, или по рекомендации последнего. 24 Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - композитор, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. 190 А. А. Петров, автор музыки к 'Ресу', был одним из его учеников.
25 Ляпунов Сергей Михайлович (1859-1927) - композитор,
пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, бывший в течение ряда
лет помощником управляющего придворной певческой капеллы. 26 Глазунов Александр Константинович (1865-1936) - композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, директор С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) консерватории в 1905-1928 гг. 27 Витоль (Vitols) Иосиф (Язеп) Иванович (1863-1948) - российский композитор и музыкальный критик, постоянный сотрудник газеты 'St. Petersburger Zeitung', латыш по национальности, один из основоположников латышской национальной музыки. В 1886 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова, в 1886-1918 гг. преподавал там же, с 1901 г. профессор консерватории (среди его учеников С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. М. Беляев и др.). С 1918 г. Витоль - директор латышского оперного театра в Риге. Он был одним из основателей Латвийской консерватории в Риге (1919 г., до 1944 г. ректор и профессор с перерывом в 1935-1937 гг.).
28 Бернгард Август Рудольфович (1852-1908) -
музыкальный деятель, поэт-переводчик, выпускник юридического факультета
С.-Петербургского университета, по окончании которого учился теории
музыки в С.-Петербургской консерватории. Впоследствии он преподавал в
С.-Петербургской консерватории гармонию и сольфеджио; потом был её
инспектором, а с 1898 по 1905 г. -
директором
консерватории. См. о нём подробнее: Некрологи
// Русская музыкальная газета. 1908. ? 28-29. 13-20 июля. Стлб. 593. Без
подписи. 191 В. И. Белъского (по Пушкину)] Нем. перевод А. Бернгард; С примеч. автора. СПб.: Изд. В. Бессель и К° [1900]. 462 с.). 29 Бесселъ Василий Васильевич (1843-1907) - музыкант, альтист, музыковед и музыкальный критик, журналист, редактор журналов 'Музыкальный листок' (1872-1877), 'Музыкальное обозрение' (1885-1888), нотоиздатель, основатель издательской фирмы В. Бессель и К°, музыкальный и общественный деятель, в течение ряда лет председатель 'Русского общества музыкальных издателей и торговцев нотами и музыкальными инструментами'. 30 Речь идёт, очевидно, об актере, в начале 1890-х гг. выполнявшем режиссерские обязанности в Василеостровском театре (см. подробнее: История русского драматического театра: В 7-ми т. М.: Искусство, 1982. Т. 6: 1882-1897. С. 285).
|
|||
|
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2024
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com