Александр Яковлевич Головин (1863-1930)
- художник,
театральный
декоратор, автор
знаменитого занавеса Мариинского
театра (1914) в Петербурге. Народный артист Республики.
Долгое время
жил и умер в Царском Селе, на углу улиц Леонтьевской и Средней,
в доме ? 3, нынче не существующем. Похоронен на Новодевичьем
кладбище Петербурга. О восстановлении надгробия:
https://www.funeralassociation.ru/vosstanovlen-pamjatnik-na-mogile/
В собрании размещены
портреты М.
А. Кузмина (1910) и
Э.
Ф. Голлербаха (1923).
Головин автор марки
издательства "Картонный домик", которое выпустило 2-е издание
книги "Кипарисовый ларец" (1923) и
книгу "Посмертные стихи Иннокентия
Анненского" (1923).
Источник
текста и изображений:
Головин А.
Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине.
Л.-М., "Искусство", 1960.
См. также о
Головине в собрании
фрагмент очерка Е.
М. Головчинера
Фрагменты опубликованы
также в сборнике:
Иннокентий Анненский глазами современников / К 300-летию Царского Села: [Сборник / сост.,
подг. текста Л. Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой, М. А. Выграненко;
вступит. ст. Л. Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой;
коммент. Л. Г. Кихней, Г. Н. Шелогуровой,
М. А. Выграненко] -
СПб.: ООО "Издательство "Росток", 2011.
С. 259-260.
98-99
Журналом, в котором отражались все наиболее значительные явления искусства, был в предвоенные годы
"Аполлон",
прекративший своё существование вскоре после революции 1917 г. Он пользовался большой популярностью в художественных кругах, и действительно её заслуживал. После "Мира искусства" это был лучший художественный журнал в России.
<...> редактировал "Аполлон" художественный критик
С. К. Маковский, с которым у меня сложились дружеские отношения. <...> Говоря об "Аполлоне", коснусь нашей художественной критики. Самым крупным критиком я всегда считал Александра Бенуа. Даже спорные или ошибочные его суждения всегда интересны. Этого я не сказал бы о С. К. Маковском. Маковский
- прямое порождение Петербурга, со всеми особенностями "петербургских" настроений. Помню его отзыв о моём портрете Люц, в котором он усмотрел какую-то сирень, тогда как там отчётливо выписанные синие колокольчики. У меня особая любовь к цветам, и я изображаю их с ботанической точностью. Вот почему меня удивила сирень! Вскоре после появления статьи Маковского я получил от неизвестного мне человека письмо, в
котором тот возмущался нашей художественной критикой, не дающей себе труда даже внимательно взглянуть на картину.
100
Однажды С. К. Маковский обратился ко мне с проектом большого группового портрета, на котором были бы изображены ближайшие сотрудники 'Аполлона'. Я согласился при условии, что буду работать над портретом у себя в мастерской, в Мариинском театре. Это было осенью 1909 г. Портрет должен был изображать И. Ф. Анненского,
Вяч. И. Иванова,
А. Н. Толстого,
М. А. Волошина,
М. А. Кузмина,
С. К. Маковского и других.* Все они собрались у меня, и мы обсудили композицию портрета, расположение фигур, из которых одни должны были стоять, другие сидеть. При таком обилии людей не легко было расположить их так, чтобы не получилось скучной 'фотографической' группы. Центральным пятном намечался пластрон И. Ф. Анненского, который был во фраке или смокинге.1 Его прямая, строгая фигура с гордо приподнятой головой, в высоком, тугом воротничке и старинном галстуке должна была служить как бы стержнем всей композиции; вокруг него располагались остальные, кто стоя, кто сидя. Кузмин стоял вполоборота, в позе как бы остановившегося движения. Эта поза мне запомнилась, лицо его мне казалось очень своеобразным, и я тогда же задумал написать его отдельно, в рост*.
* См. портрет на странице
М. А. Кузмина.
Второе собрание сотрудников 'Аполлона' ознаменовалось ссорой двух поэтов; приняться за работу опять не удалось.2 В дальнейшем собрания не повторялись, и в конце концов пришлось оставить мысль о групповом портрете сотрудников 'Аполлона'.
|
Портрет А. Я. Головина
работы Л. С. Бакста, 1908 г.
А. Я. Головин.
Автопортрет с пионами
|