Начало \ Именной указатель \ Анненский и А. Л. Волынский (Флексер) |
Открытие 25.04.2021 |
Обновление: 20.04.2023 |
Анненский и А. Л. Волынский Аким Львович Волынский (Флексер, 21 апреля / 3 мая 1861 - 6 июля 1926) - литературный критик и искусствовед.
15 марта 1909 г. Анненский подарил Волынскому экземпляр ТП с надписью.
Преимущественная составляющая темы - участие Анненского и Волынского в создании журнала "Аполлон". Для первого - активное, для второго - практически не-участие (см. подробнее: Лавров А.В. А. Волынский и журнал "Аполлон" // Лавров А.В. Русские символисты: этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяда, 2007).
Литературная летопись // Речь. 1909. ? 106. 20 апр. (3 мая). С. 4. Без подписи): 'С осени возникает новый большой журнал "Аполлон", типа "Золотого Руна". Во главе журнала стоят С. Маковский, М. Волошин, И. Анненский и А. Волынский'.
О Волынском как о "мыслителе" и члене редакции пишет С. К. Маковский в своей книге "Портреты современников", глава "Вячеслав Иванов".
О привлечении Волынского, наряду с Анненским, к созданию журнала в качестве "вождя" С. К. Маковский пишет В. И. Иванову 2 февраля 1910 г. К. А. Сюннерберг о предварительном распределении ответственности в создаваемом журнале на первом редакционном собрании 9 мая 1909 г.: 'Анненский - совр<еменная> поэзия. Волынский - путь лит<ерату>ры <за> посл<едние> 15 лет'. См.: Лавров А. В., Тименчик Р. Д. И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому. Прим. 12. Новый день, 1909, ? 2, 27 июля, с. 4 - объявление о том, что отделом критики в 'Аполлоне' будут заведовать Анненский и Волынский. См.: Лавров А. В., Тименчик Р. Д. И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому. Прим. 16. На втором редакционном собрании 5 августа между Анненским и Волынским произошёл конфликт. Обсуждалось редакционное вступление к 1-му номеру журнала, подготовленное Анненским. На следующий день С. К. Маковский написал Анненскому:
Об этом "выпаде" С. К. Маковский писал 15 августа А. Н. Бенуа:
Фрагмент письма к С. К. Маковскому, проясняющий позицию Волынского, опубликован в прим. 99 к "Рассказу М. А. Волошина об И. Ф. Анненском" (ПК. С. 124): 'Под флагом Аполлона я вижу пока, если выключить имена художников, дешевое литературное донкихотство на случайно заданную тему и ни капли чистого вдохновения. Ведь почтеннейшему И. Ф. А. и по сие время кажется, что во главе нового литературного движения надо поставить не Аполлона, а Орфея! А затем какое отношение имеет к Аполлону В. Иванов, маниак Диониса, убежденный в своей идейной автономности, хотя для всякого здравомыслящего и интеллигентного читателя совершенно ясно, что в его искусственно архаизированных писаниях, кроме ходулей и компиляций, нет ничего. А ведь этот самый В. Иванов и неудачно тяготеющий к парадоксам и к Орфею И. Ф. А. уже сидят полноправными членами редакционного комитета' (ИРЛИ, ф. 673, ед. хр. 5). Высказывание Ю. Н. Верховского в мемуарах В. А. Пяста: 'Что общего <...> между Волынский и Анненский? - Только кий' (Пяст В. Встречи. М., 'Федерация', 1929, с. 142). См.: Лавров А. В., Тименчик Р. Д. И. Ф. Анненский. Письма к С. К. Маковскому. Прим. 16.
РЕЦЕНЗИЯ
А. Л. Волынский. Источник: [36] // УКР I. С. 206-211. 206 Труд г. Волынского представляет из себя систематический обзор главных явлений нашей критической и полемической литературы, начиная со Станкевича2, Надеждина и Белинского. Подробнее рассмотрена им критическая деятельность Белинского3, Добролюбова4, Писарева5, философская деятельность Юркевича6; менее места уделено Валериану Майкову7 и Аполлону Григорьеву8. Двести последних страниц посвящены полемическим материалам, где подробно рассмотрен вопрос о гоголевской 'переписке с друзьями'9 и дано несколько довольно беглых характеристик современным критическим деятелям10. По основному мнению г. Волынского, "критика художественных произведений должна быть не публицистическою, а философской, должна опираться на твердую основу философских понятий известного идеалистического типа"11. Пристальное изучение русской критики, по словам г. Волынского, убедило его в том, "что художественная русская литература до сих пор не нашла себе истолкователей, которые стояли бы на высоте этой трудной и чрезвычайно важной задачи. Искусство шло в России своими самобытными путями, а часто и в глубоком противоречии с поверхностными умственными течениями буржуазной культуры"12. Можно было ожидать, что г. Волынский, набрасывая, по его словам, целые картины сменивших друг друга, исторических эпох"13, будет и сам стоять на исторической, т<о> е<сть> по возможности объективной точке зрения, но как книга, так и предисловие к ней убеждают нас, что он хотел "не рассказывать, а судить"14. Жаль, что, становясь таким образом на стезю критика и сходя с почвы исторической, г. Волынский не дал читателям отдельного очерка с изложением своих философских воззрений, и что читателю надо отвлекать их самостоятельной работой из его разборов и возражений. Введение в указанном смысле было бы во всяком случае полезно. Абсолютно ценным в книге г. Волынского является богатый подбор критического и полемического материала, рассеянного по страницам старых русских журналов и даже газет15. Кроме того, представляя собственное суждение о каком-нибудь критическом явлении или характеризуя автора, г. Волынский почти всегда дает параллельно ряд самых разнообразных отзывов о том же лице или явлении. Это делает его книгу полезной не только для чтения, но и для справок.
Следует отметить также
несколько очень интересных страниц, посвященных г. Волынским грустной истории гегельянства16 в русской журналистике (стр. 54-68, 93 и далее passim), прекрасную характеристику Аполлона Григорьева17 (639 слл.) и реабилитацию гоголевской 'Переписки' (стр. 696 слл.). Мало написавшему, но много давшему критику Валериану Майкову г. Волынский посвятил более тридцати страниц, которые прочтутся с интересом19. Во всяком случае развитие Майкова, как можно видеть из разбора г. Волынского, совершилось вне прямого влияния Белинского, и с этой точки зрения исследование г. Волынского составляет ценный противовес мнениям Тургенева20 и К. К. Арсеньева21. Книга г. Волынского как создавшаяся из журнальных статей, хотя и задуманных, очевидно, в виде целого труда, не лишена длиннот и повторений, но в общем она написана очень спокойно, серьезно и хорошим литературным языком. По характеру изложения и большей части критических принципов она подходит к литературным исследованиям покойного Страхова22 и первым произведениям Розанова23. Принимая во внимание ее серьезное направление и богатство материала для характеристики одной из интереснейших эпох нашей литературной истории, т<о> е<сть> середины девятнадцатого века, я бы предложил Ученому Комитету одобрить ее для фундаментальных библиотек средних учебных заведений. 1 Автограф рецензии не разыскан. Печатается по тексту машинописной копии доклада, прочитанного в заседании ООУК 22 апреля 1900 г. (РГИА. Ф. 734. Оп. 3. ? 90. Л. 688-690). См. также писарскую копию доклада: РГИА. Ф. 733. Оп. 195. ? 306. Л. 102-103 об. Волынский (настоящая фамилия Флексер) Аким Львович (Хайм Лейбович) (1863-1926) - литературный критик, искусствовед, журналист, один из идейных руководителей журнала 'Северный вестник', в котором была опубликована благожелательная, но поощрительно-покровительственная по тону рецензия на 'Вакханок' Еврипида в переводе Анненского, принадлежащая, видимо, перу соратницы Волынского Л. Я. Гуревич (см.: [Рец.] PDF // Северный вестник. 1894. ? 12. Декабрь. Паг. 2. С. 36. Без подписи. Рец. на кн.: Вакханки. Трагедия Эврипида / Перевод Иннокентия Анненского. СПб., 1894). Рецензируемая книга, отпечатанная в типографии М. Меркушева (бывш. Н. Лебедева), содержит в себе цикл статей по истории русской критики XIX в. 'Литературные заметки', впервые публиковавшихся в журнале 'Северный Вестник' в 1893-1896 гг. Переоценка в них наследия крупнейших деятелей русской критики вызвала со стороны русской печати довольно единодушное неприятие. Оценки адогматичного Анненского были более взвешенными. Во всяком случае по отношению к Волынскому он возражал против кратких "отзывов осуждения, которые вследствие своей категоричности получают характер приговоров" (см. текст 83). Это не означает, конечно, что литературные и эстетические позиции
208 Именно к 1909 г. относятся и адресованные Анненскому телеграмма и письмо (на древнегреческом языке) Волынского (РГАЛИ. Ф. 6. Oп. 1. ? 308. Ответная корреспонденция Анненского не разыскана. Несколько иначе расставлены акценты в работе И. И. Чекалова 'Поэтика Мандельштама и русский шекспиризм XX века: Историко-литературный аспект полемики акмеистов и символистов' (М.: Радикс, 1994), в которой некоторые позиции Анненского, в частности, его пристрастное внимание к творчеству Рёскина, Уайльда и прерафаэлитов, мотивируются воздействием интеллектуальной атмосферы 'Северного вестника', идей Волынского (см. стр. 61-62). О знакомстве Анненского с публикациями Волынского говорит и следующее место во 2-й части статьи "А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии" (1898):
Под последними подразумеваются, по примечанию 154 в КО, статьи Волынского о Леонардо да Винчи. 2 Станкевич Николай Владимирович (1813-1840) - философ, поэт. См. о нем у Волынского стр. 40-69. 3 См. главу 'В. Г. Белинский' (С. 1-128). 4 Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) - критик, публицист, поэт. Волынским посвящена его наследию одноименная глава (С. 129-251). 5 Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) - критик, публицист. См главу 'Д. И. Писарев' (С. 477-600). 6 Юркевич Памфил Данилович (1826-874) - религиозный философ. См. главу 'Философская деятельность Юркевича' (С. 316-368). 7 Майков Валериан Николаевич (1823-1847) - критик, публицист. 8 главе 'Валериан Майков и Аполлон Григорьев' (С. 601-684) его творчество анализируется на стр. 605-638. 8 Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) - критик, поэт. См стр. 639-684. 9 'Выбранные места из переписки с друзьями' Гоголя анализируются Волынским в главе 'Чернышевский и Гоголь' (С. 687-719). С именами последних связаны также главы 'Очерки гоголевского периода' и вопрос о гегелианстве Белинского' (С. 720-730), 'Гоголь, как профессор' (С. 731-737) и 'Эстетическое учение Чернышевского' (С. 738-750). 10 См. главы 'О причинах упадка русской критики' (С. 751-775), 'Свободная критика перед судом буржуазного либерализма' (С. 776-785), 'Н. Михайловский и его рассуждение о русской литературе' (С. 786-809), 'Вражда и борьба партий' (С. 810-827), в которых обсуждаются, помимо всего прочего и критические позиции В. П. Буренина, М. А. Протопопова, А. М. Скабичевского, Д. С. Мережковского, Н. К. Михайловского. 11 С. II. Следует сказать, что Волынский был последователем и активным популяризатором философского идеализма Канта. В одной из программных статей 'Северного вестника' заявлялось: "Россия не знает Канта, - а это то же самое, что не знать Коперника в представлениях о мироздании" (Гуревич Л. и Волынский А. Идеализм и буржуазность // Северный вестник. 1896. ? 10. Паг. 2. С. 1). Более подробно о его философских взглядах см.: Куприяновский П. В. 209 Волынский-критик: Литературно-эстетическая позиция в 90-е годы // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1978. С. 49-77. 12 С. II. 13 С. I. 14 Там же. 15 Каждой главе книги Волынского предшествует раздел 'Источники'. 16 Речь идет о идеалистическом течении, исходившем из учения немецкого философа, одного из крупнейших представителей немецкой классической философии, создателя систематической теории диалектики Гегеля (Hegel) Георга Вильгельма Фридриха (1770-1831). 17 В своей статье, имевшей в журнальной публикации подзаголовок 'Теория и законы органической критики', Волынский, детально рисуя психологический, интеллектуальный облик Григорьева, анализируя основные его критические сочинения, с особой симпатией отмечал, что критик "отстаивает самостоятельную роль поэтического творчества в умственном развитии общества и независимое положение литературной критики, чуждой публицистической задачи, но глубоко связанной с идеальными течениями самой жизни" (цит. по журн публ.: Северный вестник. 1895. ? 11. С. 321). При этом автор рецензируемой книги, отвергавший "почвеннические" тенденции, упрекал Григорьева, чья деятельность в целом, по мнению Волынского, была "разбросанной", "несистематичной", в том, что "его рассуждения <...> о народности, как о высшем законе поэтического творчества, имеют поверхностный характер" (Там же. С. 331), так как основаны на "отрицании разума, как всеобщей основы духовной жизни" (Там же. С. 327). В науке проводились параллели между критической прозой Григорьева и Анненского (см., например: Подольская И. И. Иннокентий Анненский - критик // КО. С. 515). Специально вопрос о генетической связи Анненского с критикой Григорьева исследовался в диссертации Г. М. Пономаревой. Думается, что ее суждения по этому вопросу в главном не вызывают серьезных возражений: "Литературная критика А. Григорьева была, видимо, единственной русской критикой, которая именно как целостная система оказала творческое воздействие на Анненского. Обоих писателей сближает их отношение к критике как к деятельности художественного типа, опора на интуицию. Отсюда - и родство более частных идей. Так, отношение Анненского к гоголевскому юмору имеет своей исходной точкой статьи Григорьева, анализирующие творчество Гоголя, хотя Анненский не разделяет "почвеннических" идеалов Григорьева, отразившихся в этих статьях. Возможно, что при изображении отношений писателя и литературного героя Анненский также отталкивался от концепций русского критика" (цит. по: Пономарева Г. М. Критическая проза И. Ф. Анненского: (Проблемы генезиса): Автореф. дис. ... кандидата филол. наук. Тарту, 1986. С. 12-13). См. также ее статью 'Книги отражений' И. Анненского и критика А. Григорьева' PDF (Иннокентий Анненский и русская культура XX века: Сб. научн. тр. / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; Сост. и научн. ред. Г. Т. Савельевой. СПб.: Арсис, 1996. С. 86-94). 18 Волынский, называя 'Переписку' одновременно "оклеветанной" и "ве- 210 ликой' книгой, с огромным пиететом анализировал ее религиозно-философское содержание. По его мнению, в этой книге Гоголь, заглядывающий читателю "в душу воспаленным взглядом религиозного страдальца" и говорящий "языком пророческого вдохновения и поэтического энтузиазма" (цит. по журн. публ.: Северный вестник. 1893. ? 1. С. 142), вполне определенно высказался в том смысле, что "все политические и гражданские стремления отдельных людей и целых народов должны быть подчинены идее морального совершенствования, нравственной чистоты, первенствующему духовному началу" (Там же. С. 157). В 'Переписке' Гоголя, по Волынскому, изложено "чисто христианское учение о страдании', которое критик характеризует следующим образом: "Это героическое, доблестное учение, взывающее к мужеству, к страстотерпческому кресту, открывающее светлую, радостную сторону там, где близорукий ум материалиста или позитивиста видит только печаль и горе -- в пытке нищеты, в самой смерти. Это религиозная поэзия, вся в свету героического экстаза, поющего гимны небесам в час разлуки со всем, что близко душе, поэзия храброй битвы за идеальное начало жизни, поэзия вечной борьбы за философскую и нравственную истину" (Там же. С. 161). 19 Пафос работы о Майкове, имевшей в журнальной публикации подзаголовок 'Эстетические и общественные вопросы перед судом социологический критики', -- в опровержении "легенды", сложившейся в журнальных кругах о герое статьи как о критике, который разработал "собственную эстетическую теорию на строго-научных основаниях и широкое космополитическое учение о народности" (цит. по журн. публ.: Северный вестник. 1895. No 10. С. 290) и мог бы заменить Белинского. По мнению Волынского, "Майков никогда не мог бьпъ ни продолжателем, ни учеником Белинского" (Там же. С. 291), не сходясь с ним ни "по темпераменту", ни "по направлению мыслей', ни "по коренным свойствам литературного таланта", ни "по существу его общих философских воззрений" (Там же). Основной же ошибкой в суждениях о Майкове Волынский считал признание за ним "прирожденного чисто критического дарования", так как автор рецензируемого издания не усматривал в его критических работах 'ни одного яркого проявления тонкого художественного вкуса и способности к острому эстетическому анализу" (Там же). 20 Тургенев в своих 'Воспоминаниях о Белинском' писал, что незадолго до смерти Белинский <...> указывал на другое лицо, в котором видел своего преемника, - на В. Н. Майкова, брата поэта" (цит. по: Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ми т.: Сочинения: В 15-ти т. М.; Л.: Наука, 1967. Т. 14. С. 35). 21 Арсеньев Константин Константинович (1837-1919) - публицист, критик, общественный деятель. См. его статью 'Валериан Майков: Из истории критики сороковых годов' (Вестник Европы. 1886. Т. II. Апрель. С. 780-823; Арсеньев К. К. Критические этюды по русской литературе. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1888. Т. II. С. 244-293). 22 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - критик, публицист, философ. 23 Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - писатель, публицист, журналист, критик, философ, в 1910-е гг. испытывавший, по его словам, устойчивый 211 интерес к жизни и творчеству Анненского: "Из декадентов он мне больше всех нравился. Запишите о нем все, что помните, что осталось в литературе. Как ужасно он умер, внезапно и так рано" (цит. по: Голлербах Э. Воспоминания о В. В. Розанове: (К трехлетию со дня смерти) // Летопись Дома Литераторов. 1922. ? 8-9. 25 февр. С. 4). См. также: Розанов В. В. Переводчик и редактор: (К изданию переводов И. Ф. Анненского) // Новое время. 1917. ? 14677. 14 (27) янв. С. 13-14; Розанов В. Письма в редакцию // Новое время. 1917. ? 14687. 24 янв. (6 февр.). С. 5; Письма В. В. Розанова к Э. Голлербаху. Берлин. Изд. Е. А. Гутнова, 1922. С. 57-58; Голлербах Э. В. В. Розанов: Жизнь и творчество. Пб.: Полярная звезда, 1922. С. 83; ПК. С. 118-119. Гипотетические линии притяжений и отталкиваний литературных и мировоззренческих позиций Анненского и Розанова, впервые намеченные еще в начале 1920-х гг. (см.: Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987. С. 60-64), конспективно обозначены в следующих трудах:
Здесь, видимо, речь идет о следующих работах Розанова 1891 г.: 'Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария', 'Почему мы отказываемся от "наследства 60-70-х годов"?', 'В чем главный недостаток "наследства 60-70-х годов"?'.
|
Начало \ Именной указатель \ Анненский и А. Л. Волынский (Флексер) | |
|