Начало \ Написано \ И. Б. Ничипоров

Открытие: 05.12.2014

Обновление: 20.03.2015

И. Б. Ничипоров
'Чеховиана' Иннокентия Анненск
ого

Источник текста: Литература в движении эпох: Межвузов сб. науч. тр. Элиста, 2006. С. 57-64.
http://www.portal-slovo.ru/philology/37303.php
С разрешения автора.

Илья Борисович Ничипоров -- доктор филологических наук (2008), профессор, преподаватель кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Художественные миры А. Чехова и И. Анненского формировались на общей почве "порубежной" эпохи и отразили свойственное ей кризисное мироощущение, осознание неблагополучия индивидуального и социального бытия, где "дискомфортность духовная переплетается с чисто бытовой" (11, с. 410). Вопрос о соотношении творчества двух художников должен рассматриваться с опорой как на аналитическое осмысление ряда суждений Анненского о Чехове и классической литературе в целом, так и на выявление типологических параллелей между самими произведениями обоих авторов - на уровне антропологических идей, образной системы, стилевых особенностей.

Активизация давних размышлений Анненского о чеховском творчестве естественным образом была вызвана смертью Чехова. В письме Е.М. Мухиной от 1 августа 1904 г. он поделился личностным восприятием этого события и - косвенно - самой фигуры Чехова: "Всю ночь меня преследовали картины окрестностей Таганрога (которых я никогда не видал). Туманная низина, болотные испарения: и будто рождается душа поэта, и будто она отказывается от бытия, хочет, чтобы ее оставили не быть:" (1, с. 458). Процесс напряженного перечитывания чеховских произведений парадоксальным образом приводит критика к мше Чехова на 4 года.учительному разочарованию в том, с кем подспудную творческую общность он ощущал: "Чехов разочаровал и даже привел в негодование Анненского тем, что в его творчестве автор "Книг отражений" увидел в итоге травестирование порыва всей русской литературы ХIХ века - порыва к осуществлению человека в бытии, порыва к последней правде этого бытия:" (8, с. 190). Исследование еврипидовского театра, взыскание героического, противостоящего кризисному состоянию современности начала прямо и косвенно приводят Анненского к достаточно желчным характеристикам в адрес "чеховщины", к решительному противопоставлению Чехова классикам, возникающему в письме к Мухиной от 5 июня 1905 г.*: "И неужто же, точно, русской литературе надо было вязнуть в болотах Достоевского и рубить с Толстым вековые деревья, чтобы стать обладательницей этого палисадника: Я чувствую, что больше никогда не примусь за Чехова. Это сухой ум, и он хотел убить в нас Достоевского - я не люблю Чехова и статью о "Трех сестрах", вернее всего, сожгу:" (1, с. 460). Однако в этом же письме Анненский дает в целом позитивную, хотя и далеко не однозначную, оценку языковым новациям старшего современника*, в частности, комическим элементам речевой ткани его произведений: "Он показал силу нашей разговорной речи как стихии чисто и даже строго литературной. Это большая заслуга, но не написал ли он, чего доброго, уж слишком много, чтобы вложить настроение в нашу прозу до биллиардных терминов и телеграфных ошибок включительно:" (1, с.460).
* На самом деле - от 5 июля 1905 г.
** И. Ф. Анненский старше А. П. Чехова на 5 лет.


В общей системе суждений Анненского о творчестве русских классиков последовательно проводится их противопоставление Чехову. В статье "Господин Прохарчин" высказано убеждение, что если Достоевский-психолог глубоко показал "страх смерти" и "страх жизни" в сознании своих героев, то в чеховской "Скучной истории" испытываемое героем "чувство смерти" затуманивается в общем потоке повседневности, привычных разговорах, становясь все более призрачным. В контексте статей Анненского о Гоголе ("Эстетика "Мертвых душ"", "Художественный идеализм Гоголя") гоголевскому "карающему идеализму", заряженному "исключительной силой художественного внушения", идейной и очищающей энергии его сатиры противопоставлен образ "зябкого и слабогрудого Чехова": "Мир выходил у Чехова не волшебно-чарующе-слитным, как у Гоголя, мир-имя: мир-Коробочка или мир-Собакевич, а лишь искусно-омозаиченным то в "Мужиках", то даже виртуознее, - в распаде "Вишневого сада": И если Гоголь открывал жизнь, достойную божественного смеха там, где другой глаз не увидел бы ничего, кроме плесени, то Чехов, по его собственным словам, мог из всякой вещи рассказ сделать:" (1, с. 232).

Подобно тому, как в свое время народническая критика корила Чехова за "безыдейность", задавая риторический вопрос "Есть ли у Чехова идеалы?" (А. Скабический), Анненский не раз подчеркивает в его произведениях фактическое отсутствие авторской идейной активности, близкую, к примеру, той, что выразилась лирическими отступлениями в гоголевской поэме. Этой искомой критиком активности в иерархии этико-эстетических ценностей Анненского противостоит чеховское "артистическое равнодушие": "Даже в его артистическом равнодушии сквозило, может быть, более всего болезненное самооберегание. Зато Пошлость уже перестала в Чехове грозить, она разве что делала большие глаза и пугала. В ней появились раздумье, нежность; она стала почти мечтою: Пошлость - мечтою?" (1, с. 231). И лишь в порывах чеховских трех сестер "преобразилась", по тонкому наблюдению Анненского, "дорожная гоголевская греза", проступившая сквозь наслоение пошлой действительности: "А все-таки что-то было и в Чехове неугомонное, смеющееся над расстояниями: Нет, Гоголь и в Чехове не перестал жить мечтою о дороге!.." (1, с. 231).

Наиболее значимое место в "чеховиане" Анненского занимает его статья о "драме настроения", "примыкающая" к критической трилогии о "трех социальных драмах" - А. Писемского ("Горькая судьбина"), Л.Толстого ("Власть тьмы"), М.Горького ("На дне") (10). Статья интересна гибкой диалектичностью оценок, сознательной установкой критика на творческий диалог с драматургом и одновременно заметным ироническим дистанцированием автора статьи от "безволия" чеховских героев и даже пассивной, по его мнению, позиции самого писателя.

Как и в разборе пьесы Горького, при анализе "Трех сестер" критик делает акцент на характере выражения авторского "я" в "драме настроения": "Я лично могу искать в словах драмы только самого художника" (2, с. 473). Анненский выявляет изображенные драматургом скрытые коллизии повседневного бытия и экстраполирует их на современное мироощущение (Чехов "показывает: и вас, и меня"), оспаривая при этом характерную для ряда символистов трактовку Чехова в качестве поэта "сумерек", "закатных цветов", "бутафорских предметов" и т.д.

Действующих лиц пьесы критик не без иронии именует "литературными людьми" - в том смысле, что страх перед реальностью (устойчивый мотив многих произведений как Чехова, так и самого Анненского) заставляет их заменить жизнь иллюзорными, "литературными" представлениями о ней. Автор работы последовательно освещает псевдобытие каждой из сестер, в целом сохраняя при этом собственно чеховские сочувственно-иронические тона. В статье прорисованы тонкие импрессионистические штрихи к портретам Ольги с ее болезненными и отвлеченными мечтами о труде ради исполнения некоего "долга", о потенциальном замужестве; "мечтательницы" Маши, несчастной в браке с вечно "покорным" Кулыгиным и погруженной в сентиментальные грезы о "лукоморье", "златой цепи на дубе том"; "цвета семьи" Ирины, которой "не надо ни семьи, как Ольге, ни любви, т.е. жизни, как Маше - ей нужен труд", жизнь в вожделенной Москве:

Примечательны нарративные особенности статьи. О внутренних мирах сестер говорится не в объективно-отстраненной манере, а "изнутри" воспроизводится ход их размышлений с присущей им индивидуальной стилистикой, в которую вкрапливаются иронические оттенки оценочной речи критика ("видите ли", "фи!", "не смейтесь, пожалуйста" и т.д.). Звучание "голосов" сестер и - в меньшей степени - других героев драматизирует художественную ткань статьи и одновременно передает углубленность каждого из них в узкий круг своих интересов, что грозит разрывом диалогических связей. В лирических мечтах героинь о родной Москве Анненский ощущает живое присутствие авторской индивидуальности: "Они, как и сам Антон Павлович, любят Москву" (2, с. 476). Их утопические надежды на "новую, обетованную жизнь" в Москве - с окнами, "залитыми мягким, розовым отблеском", и отвлеченная любовь к прошлому, которого "уже нельзя утратить", - все это, по Анненскому, глубоко созвучно общим "порубежным" чаяниям современности: "Лирик, а не драматург смотрит на нас из-за последней группы трех сестер: Это мы вопрошаем и ждем, что наша обетованная земля придет за нами сама:" (2, с. 479). Здесь, как и в статье о "На дне" Горького, критический текст образует сферу диалога драматурга, героев, читателя и критика.

"Равнодушие к жизни", склонность подменить ее теоретизированием Анненский выявляет в сознании и других действующих лиц. Это и Тузенбах - "рыцарь", уповающий на "спасительное завтра", и Соленый, который "все хочет
казаться (Выд. Ан. - И.Н.) самому себе", и "опустившийся" Андрей Прозоров, и особенно Вершинин, сводящий всю жизнь к самоповторам о жене, двух девочках и разговорам о "новой счастливой жизни: через двести-триста, наконец, тысячу лет:". По утверждению автора статьи, в глазах сестер фигура Вершинина символична: с ним связан "ореол Москвы", "символ <чего-то> слегка потускневшего в памяти". В Вершинине распознаются здесь кризисные грани национального характера, овеянные духом утопии: "отвлеченнейший человек"; "Он - это мы, это Россия" (2, с. 484). Не видя в отвлеченной утопии будущего "оправдания жизни" (а это одна из опорных экзистенциальных проблем творчества Анненского, которая получила подробное освещение в его статье "Бальмонт-лирик"), критик косвенно выражает неудовлетворенность "пассивной" авторской позицией, как бы "растворенной" в речах персонажей, их текучих "настроениях" и не формирующей того идеологического центра, который отчетливо просматривался им в горьковской драме.

Скептичный тон, а иногда и резкость суждений Анненского о творчестве Чехова свидетельствует об особом симбиозе "вражды-близости", неявной "общности писателя и его критика в отношении к теневым сторонам русской действительности" (13, с. 218). Эти точки соприкосновения, парадоксальное сочетание "чеховского" с "античеховским" просматриваются и в поэзии Анненского.

В творчестве обоих авторов ярко отразился "кризисный психологический опыт человека рубежа ХIХ-ХХ веков" (8, с. 175), проявившийся в ощущении "хаоса полусуществований" современного "я", глубинного страха человека перед обессмысленным бытием, тоской повседневности, зыбкости душевной жизни (о чем шла речь в статье "Бальмонт-лирик"), ироническом модусе миропостижения - в стихотворениях Анненского "Листы", "Зимний поезд", "Тоска мимолетности", "Тоска миража" и др., в чеховских рассказах "Страх", "Хамелеон", повести "Скучная история", поздних пьесах. Неслучайно в статье о "Трех сестрах" указывалось на меткие наблюдения драматурга над современной душой. Причем у Анненского, в отличие все же от Чехова, эти прозрения приводят нередко к абсурдистскому видению бытия ("Трактир жизни", "Кулачишка" и др.).

Лирическое "я" в стихотворениях "Листы", "Зимний поезд", чье умонастроение во многом родственно мироощущению утонченного чеховского интеллигента, мучительно переживает непрочность пронизанного "нашим чувством страха" личностного бытия, в боли от ранящих осколков повседневности испытывает нравственную муку "хаоса полусуществований": "Забывшим за ночь свой недуг // В глаза опять глядит терзанье:" .

Художественно познанная в прозе и драматургии Чехова психологическая реальность томящей своим неизбывным драматизмом тоски повседневности изображается и в поэзии Анненского ("Черный силуэт", "Тоска маятника", "Тоска медленных капель", "Умирание" и др.). Хронотоп "кануна вечных будней", унылой цикличности жизни, грозящей герою срывом в "омут безликий" сугубо овнешненного, лишенного духовной глубины существования, порождает в лирическом "я" знакомую персонажам позднего Чехова экзистенциальную тревогу как доминирующий модус бытия, как путь противостояния миражам, механистичности жизни - тому, "чтоб жить, волнуясь и скорбя // Над тем, чего, гляди, и нет:" ("Человек").

Сближает двух художников онтологическая проблематика их произведений. Анненскому близка чеховская тема крушения заданных "идеологий", горького отрезвления от иллюзорного видения мира ("Дядя Ваня", "Скучная история", "Невеста", "Архиерей" и др.): мотив отталкивания от "миражного рая", иллюзий весом в психологической реальности таких стихотворений, как "Черный силуэт", "Кулачишка", отчасти "То было на Валлен-Коски", "Прерывистые строки". Глубинная потребность в развенчании миражного существования ("По привычке все тянуться // К чаше, выпитой до дна"), в трезвом осмыслении подлинного масштаба не так прожитой и понятой жизни раскрывается в лирическом переживании в стихотворениях "С четырех сторон чаши", "Под зеленым абажуром", "Тоска мимолетности" и др.

Стихотворение "Прерывистые строки" сопоставлялось исследователями с чеховской "Дамой с собачкой" (Ю. Иваск, Н.Пруцков) на уровне переклички сюжетных мотивов, общности в изображении трагизма повседневности, значительной роли "внешней изобразительности", детализации. Однако, по небезосновательному предположению Н. Пруцкова, в рассказе Чехова нет все-таки той "философии отчаяния", надрыва, что просматривается в "новеллистичной" ткани стихотворения Анненского, в которой сквозит ощущение всепоглощающей иллюзорности страстей и земной красоты, обращающейся в свое "бумажно-бледное" подобие. Различны и художественные функции детализации в произведениях. Если в рассказе важна органичная сопряженность деталей с изображением внутреннего мира персонажей (например, эпизод, когда Гуров забывает, как зовут шпица), то в стихотворении в нагнетаемых "мелочах" обыденности происходит распыление зыбких, обманчивых интимных переживаний героев: "Здесь был ее кольчатый пояс // Брошка лежала - звезда, // Вечно открытая сумочка // Без замка:".

В заостренной, надрывной форме лирический герой поэзии Анненского, как и некоторые персонажи позднего Чехова ("Три сестры", "Невеста", "Вишневый сад" и др.), устремлен от болезненной дисгармонии существования к взысканию далекой Красоты бытия: "А если грязь и низость - только мука // По где-то там сияющей красе?.. ("О нет, не стан:"). По мысли Л. Гинзбург, "присущая чеховским персонажам жажда недоступной гармонии предстает у Анненского в совсем других экспрессивных формах" (3, с. 296), чаяние красоты оборачивается здесь обострением душевной тревоги: "Но сердцу чудится лишь красота утрат:" ("Сентябрь"). В то же время именно этический максимализм, "трезвая и бескомпромиссная работа бодрствующего духа" (8, с. 225, 226), свойственные лирическому субъекту поэзии Анненского, противостоят "безволию", внутренней аморфности и "безгеройности" многих персонажей Чехова.

Импрессионистическому и одновременно "вещному" стилю поэзии Анненского знакомо "подводное течение" поздних чеховских произведений, где сквозь рутинную повседневность, нюансировку образов природного и предметного мира, проступают "нагие грани бытия" ("Сентябрь", "Ноябрь", "Декорация", "Тоска", "Тоска маятника" и др.). Например, в стихотворении "Сентябрь" "внешняя прелесть царскосельского пейзажа оспаривается его иррациональными глубинами" (8, с. 176): "И парков черные, бездонные пруды, // Давно готовые для спелого страданья:

На стилевом уровне объединяющими началами для обоих авторов являются "вещность", реалистическая конкретность символики, которая "сцеплена" с глубинными пластами внутренней жизни персонажей, некоторая общность в структурной организации произведений. Символистская критика вела речь о "реалистическом символизме" Чехова, его "опрозрачненном реализме", в котором просматриваются "пролеты в Вечность" (А. Белый). Фигурирующие в стихотворениях Анненского "маятники", "мухи-мысли", "будильники" - "счетчики муки" становятся "точными символами", овеществлением тяготеющего над человеком рока, времени ("Тоска маятника"), сгустками его психофизических состояний ("Мухи как мысли", "Тоска вокзала", "Зимний поезд" и др.). У зрелого Чехова подобная "вещность", зримая конкретность образного ряда соединяется с элементами импрессионистической поэтики, прерывистостью повествовательной ткани (6). Импрессионистичность стилевой манеры давно была отмечена и в лирике Анненского, где поэтика "прерывистых строк", "недосказов", "логических разрывов" (3) знаменовала усложненность психологических состояний современной души. (Особую художественную роль подобных "логических разрывов" в репликах действующих лиц "Вишневого сада" отмечал А. Скафтымов). Кроме того, если в цитированном выше письме к Мухиной от 5 июня 1905 г. Анненский обратил внимание на "силу нашей разговорной речи", показанную в чеховских произведениях, то и в его собственной поэзии прозаизмы, впитывающие всю горечь опыта повседневного существования, не только "органично растворены в лирическом контексте" (3, с. 315), но и служат экспрессивному заострению авторской эмоции: "Любиться, пока полосою // Кровавой не вспыхнул восток, // Часочек, покуда с косою // Не сладился белый платок:" ("Кулачишка").

Таким образом, сложное отношение вражды-близости Анненского к завершителю русской классической традиции ХIХ в. свидетельствовало о потребности "нового искусства" соотнести свои искания с чеховским опытом, предвосхитившим многие черты художественной антропологии Серебряного века, его образно-стилевого мышления. Обозначая линии водораздела между Чеховым и классиками ХIХ в., Анненский, по-своему развивая и переосмысляя опыт символистской "чеховианы", вольно или невольно устанавливал глубокую сопричастность писателя духу порубежной действительности.

Литература:

1. Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.
2. Анненский И.Ф. Избранные произведения. М., 1988.
3. Гинзбург Л.Я. Вещный мир // Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.С.292-330.
4. Колобаева Л.А. "Никакой психологии", или Фантастика психологии? (О перспективах психологизма в русской литературе нашего века) // Вопр. лит. 1999.? 2.С. 3-20.
5. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. С.134-154.
6. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ - начала ХХ в. М., 1975. С.207-251.
7. Михайловский Б.В. Символизм // Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. 1901 - 1907. М., 1971. С.290-291.
8. Мусатов В.В. "Всегда над нами - власть вещей:". Лирика Иннокентия Анненского и пушкинская традиция // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., 1998.С.167-240.
9. Ничипоров И.Б. А.П.Чехов в оценке русских символистов // Молодые исследователи Чехова. Материалы международн. научн. конф. Вып. 4. М., МГУ, 2001. С.40-54.
10. Ничипоров И.Б. Русская драматургия ХIХ - начала ХХ веков в оценке Иннокентия Анненского // Драма и театр: Сб. науч. тр. Вып. 4. Тверь, ТГУ, 2002. С.135-148.
11. Полоцкая Э.А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн.1. М., ИМЛИ РАН, 2000. С.390-456.
12. Пруцков Н.И. А.П.Чехов и И.Ф.Анненский // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1972. С.72-84.
13. Федоров А.В. И. Анненский. Личность и творчество. Л., 1984.
14. Чеховиана. Чехов и Серебряный век. М., 1996.
15. Ivask G. Annenskiy und Cechov. - "Zeitschrift fur slavische Philologie", B. XXVII, Heft 2, 1959.

вверх

Начало \ Написано \ И. Б. Ничипоров


При использовании материалов собрания просьба соблюдать приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2015

Mail: vygranenko@mail.ru; naumpri@gmail.com

Рейтинг@Mail.ru     Яндекс цитирования