![]() |
|
Начало \ "Театр Еврипида" Иннокентия Анненского \ Об Еврипиде |
Открытие: 1.09.2007 |
Обновление: 05.06.2025 |
||||||||
'Театр Еврипида' Том I Том II Том III Об Еврипиде
* Наверное, об этом бюсте в путевых записных книжках 1890 г., ещё до начала своего труда, Анненский отметил: "Эврипид неважный". Изображений Еврипида в Сети много. И много повторяющихся. Обращает внимание, что накидка одежды то слева, то справа от головы. Но полноценных по качеству и с атрибутами - единицы. Свод изображений Еврипида (к сожалению, без атрибутов) можно увидеть например. на датской странице: http://www.euripides.dk/pix/erlangen.html.
Эврипид, поэт и мыслитель
PDF
6,0 MB "Биографы рисуют его мрачным, сосредоточенным человеком, а бюсты и статуи (не восходящие, впрочем, очень высоко) изображают человека с немолодым лицом, на котором отразилась пристальная работа мысли, с лбом, изрытым глубокими морщинами, с втянутыми щеками, с головой, несколько подавшейся вперед; в складе рта сказалась мягкость нрава, но на всем облике лежит печать глубокой меланхолии и утомления". С. XXVI.
В этом вступлении ко 2-му тому Анненский пишет о версиях кончины Еврипида. Его слова можно дополнить текстами эпитафий, опубликованных в 1960 и 1993 гг. (без сносок Анненского и В.Е. Гитина). Еврипид умер, по-видимому, от несчастной случайности зимой 406 года: наиболее правдоподобно предание, что его покусали собаки Архелая102, когда он как-то запоздал на уединенной прогулке. Эта версия не разобщает нас по крайней мере с Саламинским анахоретом, но на ее почве, если только она имеет основание, легенда вышивала потом в Александрии и Риме самые разнообразные узоры. Собаки то обращались в женщин, то, оставаясь собаками, мстили Еврипиду за то, что он будто заступился за жителей деревни. <...> Любопытно, что через какие-нибудь 60-70 лет после смерти Еврипида в обращении была уже версия о том, что Еврипид умер естественным образом, взятый 'Аидом и старостью'. Как бы то ни было, ни в эпитафии, ни при требовании, которое афиняне предъявили к Македонцу о возвращении им костей Еврипида, не упоминается о том, что поэт сделался жертвой убийц. Смерть его произошла от случайности - и мы не знаем от какой именно - это вернее всего.
Афиняне встретили отказ Архелая на свое требование вернуть им прах Еврипида. Пришлось на дороге из верхнего города в Пирей поставить кенотаф с традиционными пентаметрами, Тимофея или Фукидида.
Еврипид (Εύριπίδης) (около 480 - 07 или 406 до н. э.) - древнегреческий драматург, творчество которого было в центре литературных (см.: 'Библиография') и интеллектуальных интересов Анненского. Многогранность и всеобъемлющий характер воздействия еврипидовского наследия на Анненского самоочевидны и не нуждаются, на первый взгляд, в особой аргументации. Эта самоочевидность, возможно, отчасти и обусловливает то, что современное анненсковедение совершило лишь первые шаги в сфере детального анализа такой разноаспектной проблемы, как 'Анненский и Еврипид', а попытка дать некоторое обобщение материала не производит впечатления труда тонкого и глубокого (см.: Королева-Болтовская Л. Н. Наследие Еврипида в творчестве И. Анненского // Драма и драматургический принцип в прозе: Межвузов. сб. научн. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Л., 1991. С. 8-16). Анненский о философских воззрениях Еврипида, трагика, который для него "был прежде всего поэтом, то есть зеркалом, собирающим и отражающим чужие, ничьи лучи" (РО РГБ. Ф. 261. М. и С. Сабашниковы. Карт. 10. No 7. Л. 13), высказывался неоднократно. В своей первой еврипидовской книге, отвечая на вопрос: "Была ли у Эврипида своя философская система?", - Анненский отмечал: "В сфере тех вопросов, которые его наиболее занимали, Эврипид выработался в дуалиста: он признавал два начала в мире - бога и материю, землю и эфир, дух и тело. <...> Впрочем, вправе ли мы и ожидать стройной философской системы от человека, который всю жизнь имел дело с пестрым миром душевных явлений и должен был в своем творчестве уделять так много места фантазии?" (Эврипид, поэт и мыслитель PDF // Вакханки. С. XXV). Неоднократно подчеркивая интеллектуальную свободу, мировоззренческую незашоренность, адогматизм своего "alter ego" (см., например, фрагмент неизданной рецензии на книгу Вильгельма Нестле 'Euripides der Dichter der griechischen Aufklärung' ('Еврипид, поэт греческого просвещения'), вышедшую в свет в Штутгарте в 1901 г.: "У этого трагика были, несомненно, моменты, когда он сильно чувствовал потребность в определенном, так сказать, художественном принципе жизни, а такого принципа не могла дать ни одна из философских доктрин" (РГАЛИ. Ф. 6. Oп. 1. No 111. Л. 15). Ср. с суждениями из неизданной статьи 'Елевсинская трагедия', посвященной 'Умоляющим' Еврипида: "...был он и в этой пьесе, как всегда, лишь глубоким, тревожным мыслителем, и душа его вечно металась от безнадежного сомнения к восторгу перед одним призраком мировой гармонии" (РО РГБ. Ф. 261. М. и С. Сабашниковы. Карт. 10. ? 7. Л. 27), а также из статьи 'Ипполит': "Есть ли у Ипполита новая, таинственная вера? Нет, он ее ищет. Как Еврипид, он стоит на распутьи между уходящей от него старой верой и веянием, предчувствием новой, которая около него носится. Подобно своему Ипполиту, трагик не мог остановиться ни на одной философской доктрине и всю жизнь оставался не эклектиком, а искателем. С божественным стремлением героя к независимости" (С-Петербургские ведомости. 1902. No 281. 14 (27) окт. С. 2)), Анненский указывал, что "легенда настойчиво говорит о его связях с такими смелыми мыслителями, как Анаксагор, Продик и Сократ" (Анненский И. Античная трагедия: (Публичная лекция). СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1902. С. 48). При этом, по его мнению, "тесная связь Еврипида с отцом рационализма, во всяком случае, не подлежит сомнению, потому что она проходит довольно яркой полосой даже в остатках его поэзии" (Там же).
Наиболее глубоко и детально этот аспект ("анаксагорианство" Еврипида и
Анненского) отмеченной "сверхтемы" освещен в трудах
А. Е. Аникина (см.
Аникин А. Е.
Ахматова и Анненский: Заметки к теме. Вып. V;
Аникин. А. Е.
Философия
Анаксагора в "зеркале" творчества Иннокентия Анненского // История,
филология и философия. Новосибирск: Наука, Сибир. отд-ние, 1992. Вып. 1.
С. 14-19). А. И. Червяков // УКР I. С. 45-46. См. об Еврипиде также комментарий в издании трагедий 1980 г.
"...кто в будущем станет заводить знакомство с покойным, для того он сольется со своими печатными произведениями - и прежде всего с русским переводом того автора, которого он более других знал и любил."
"А его "Еврипид" займет
почётное место в литературе "нового возрождения", как книга-дело, как
книга-знамя. Ф. Ф. Зелинский. 'Иннокентий Федорович Анненский как филолог-классик'
Тема "Анненский и Еврипид" наблюдается и исследуется (помимо откликов, приведённых к изданиям Еврипида): Аникин А. Е. Иннокентий Анненский и его отражения. - I. Предварительные замечания. Аникин А. Е. Чудо смерти и чудо музыки: (О возможных истоках и параллелях некоторых мотивов поэзии Ахматовой). Аникин А. Е. Философия Анаксагора в "зеркале" творчества Иннокентия Анненского. Аникин А. Е. Апофатический принцип в поэзии Анненского: к анализу псевдонима Никто - Ник. Т-о. PDF Булавкин К. В.
Лирика
И. Анненского и античное наследие. Булычева Т. А. Эстетика И. Ф. Анненского и проблема синтеза искусств в современном литературоведении. Варнеке Б. В. [Подпись: "-р-"]. Рец. на: "Меланиппа-философ. Трагедия Иннокентия Анненского. СПб., 1901" // Филологическое обозрение. Т. XX. 1901. Кн. 2, отд. II ("Критика и библиография"). С. 86-109. PDF 2,8 MB Вланес. Зачем переводить после Анненского. Гамалова Н. Обоснованная и необоснованная тоска в переводах Анненского. PDF // Сборник 2016. С. 192-203. Гаспаров М. Л. Еврипид Иннокентия Анненского. Гаспаров М. Л. Анненский - переводчик Эсхила. Гаспаров М. Подстрочник и мера точности. Фрагмент. Гаспаров М. О переводимом, переводах и комментариях. Фрагмент. Гаспаров М. Л. Начало 'Ифигении в Тавриде' Еврипида // Античность и современность. М., 1972. Цитата. Гаспаров М. Л. Предисловие переводчика [к 'Электре' Еврипида] // Литературная учеба. 1994. No 2. С. 161-164. Гитин В. От составителя // Иннокентий Анненский. Театр Еврипида. СПб.: "Гиперион", 2007. (Античная библиотека Гипериона, II). Гитин В. 'Театр Еврипида' Иннокентия Федоровича Анненского. PDF 1,5 MB Зелинский Ф. Ф. 'Иннокентий Федорович Анненский как филолог-классик'. Зоргенфрей Г. Краткий отчет о деятельности "Общества классической филологии и педагогики" за вторую половину 1902-го и за 1903-й год. Иванов Вяч. И. О поэзии Иннокентия Анненского. Иванова О. Ю. О "неслучайности" слова в поэтическом творчестве И. Ф. Анненского. (на примерах из "Медеи" Еврипида и стихотворений) Иоанниду А. (Греция) Греция в русском символизме: (Поэтическое преподавание древнегреческого языка Иннокентием Анненским и Вячеславом Ивановым). Капцев В. А. Основные мотивные оппозиции трагедий Еврипида в переводах Ин. Анненского. Клапье де О. М. Бестужевские курсы сыграли большую роль в моей жизни. Фрагмент на странице Ф. Ф. Зелинского Колобаева Л. А. Анненский-драматург. Королева-Болтовская Л. Н. Наследие Еврипида в творчестве И. Анненского // Драма и драматургический принцип в прозе. Л.,1991. Львова Ю. А. Отражения античности в драматургии Н. Гумилёва. PDF Маковский С. К. Иннокентий Анненский - критик. Максимов В. И. "Рождение трагедии" от Иннокентия Анненского. DjVu Мандельштам О. Э. О природе слова. Мандельштам О. Э. Письмо о русской поэзии. Медведев Павел. Иннокентий Анненский: (К выходу 2-м изданием "Кипарис. ларца") PDF Мирский Д. П. Анненский. Мухин А. А. И. Ф. Анненский (некролог). Некляев В. С. Принципы перевода трагедий Еврипида на русский язык. PDF Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. (Глава 2, часть 1) PDF Петрова Г. В. О 'Театре Еврипида' Иннокентия Анненского. PDF Пономарева Г. М. Воспоминания С. В. Штейна о поэтах-царскоселах (И. Ф. Анненский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова). PDF Поринец Ю. Ю. Методическое наследие И. Ф. Анненского. КД PDF 8,5 MB (Глава 2, 4)
Хроника // Любовь к трем апельсинам. Журнал
доктора Дапертутто. 1914. ? 1. С. 64. Без подписи.
Радлов Сергей. О трагедиях Софокла в переводе Ф. Ф. Зелинского // Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто. 1914. ? 2. С. 56.
Радлов С. Э. [Рец.] // Жизнь искусства. 1922. ? 42 (865). 24 окт. С. 6. Подпись: С. Р-в. Рец. на кн.: Элегии Феогнида из Мегары / Перевел Адр. Пиотровский. Пг., 1922).
Сендерович С. Я. Ф. Ф. Зелинский и Вяч. Иванов. Начала и концы. фрагмент Топоров В.Н. О границах и мере "человеческого" и о встрече человека со знаком самого себя (образ статуи у Анненского). PDF 2,8 MB Успенская А. В. Греческая трагедия в переводах Д. С. Мережковского. // Эсхил. Софокл. Еврипид. Трагедии. Переводы Дмитрия Мережковского. / Вступительная статья и примечания А. В. Успенской; Составление и подготовка текста Г. Г. Мартынова. М.: Ломоносовъ, 2009 (Серия библиотеки РАН "Вечные спутники"). фрагменты Хрусталева О. О. Эволюция героя в драматургии Иннокентия Анненского. Шелогурова Г. Н. Страсти по 'Ипполиту'. И. Анненский в скрытой полемике с Д. Мережковским. Ярхо В. Н. "Ифигения в Авлиде" Инн. Анненского (древнегреческая трагедия в стиле модерн). "Еврипид", собрание Виктора Коркия: http://evripid-1.narod.ru/
|
|||||||||
Начало \ "Театр Еврипида" Иннокентия Анненского \ Об Еврипиде |
При использовании материалов собрания просьба соблюдать
приличия
© М. А. Выграненко, 2005-2025
Mail: vygranenko@mail.ru;
naumpri@gmail.com